Рекомендации педагогам
Агрессия. Обратите внимание
Взаимодействие ПМПК и ППк в условиях инклюзивного образования
Проблема увеличения количества детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, ставит перед специалистами территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) и педагогами образовательных организаций задачу объединения усилий с целью реализации эффективной коррекционно-развивающей работы, обучения, воспитания и социализации детей и подростков с ОВЗ.
Данная задача решается посредством тесного взаимодействия специалистов ТПМПК с педагогами психолого-педагогических консилиумов ППк образовательных организаций.
В нормативно-правовых документах (приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медикопедагогической комиссии», письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 года № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ», письмо Минобрнауки России от 23 мая 2016 года № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медикопедагогических комиссий», распоряжение Минпросвещения России от 09 сентября 2019 года №Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психологопедагогическом консилиуме образовательной организации) подчеркивается необходимость взаимодействия ПМПК и ППк.
ППк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательной организации, объединяющихся для обеспечения качественного образования и эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с трудностями в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Целью ППк является - создание оптимальных условий, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
В задачи деятельности ППк входит выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения; разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся; консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся, содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования. Таким образом, ППк выполняет тактические задачи по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов и детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
Взаимодействие ПМПК и ППк позволяет ориентироваться на реальные проблемы и потребности обучающихся с отклонениями в развитии. Оно начинается с момента направления ребенка на ППк образовательной организацией или предъявления родителем (законным представителем) заключения ТПМПК в образовательную организацию и осуществляется по следующим направлениям.
1. Психолого-медико-педагогическое обследование детей, имеющих трудности в обучении, развитии и социальной адаптации.
В том случае, когда ребенок ни при каких усилиях педагогов не может освоить программу обучения, когда специалисты ППк приходят к выводу, что учреждение не в состоянии решить сложные комплексные проблемы ребенка, оказать ему адекватную помощь в данной образовательной организации, возникает необходимость пройти обследование на ПМПК.
Ребенок направляется на ПМПК при необходимости углубленной диагностики в случае, если ППк не приходит к общему мнению, если родители (законные представители) не принимают решение и рекомендации ППк; если возникают конфликтные и спорные ситуации между родителями (законными представителями) и педагогами. Во всех случаях ППк готовит и передает для ПМПК заключение ППк, специалистов и психолого-педагогическое представление (характеристику) на ребенка.
2. Участие специалистов ТПМПК в заседаниях психолого-педагогических консилиумов. При возникновении трудностей в работе ППк образовательной организации, осуществляется дистанционное или очное участие специалистов ТПМПК в заседаниях консилиума, помощь специалистов ТПМПК в анализе документов ППк, совместная деятельность по разработке коррекционного компонента адаптированной образовательной программы.
3. Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ, оказание помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. При подаче родителем (законным представителем) заключения ТПМПК/ЦПМПК в образовательную организацию специалисты ППк и администрация образовательной организации анализируют рекомендации комиссии, обеспечивают создание специальных образовательных условий, определяют и согласовывают особенности организации образовательной деятельности. Заключение ПМПК задает для специалистов образовательных организаций основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы, адаптированных образовательных программ, определяет выбор средств, методов, приемов, форм работы, на основе которых разрабатываются критерии оценки, планируемые результаты работы.
4. Оценка эффективности созданных специальных условий для получения образования. В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года № 1082 ТПМПК проводит мониторинг учета данных рекомендаций. ППк предъявляет информацию о созданных в образовательной организации условиях для получения образования ребенком, а также проводит динамические обследования ребенка сцелью оценки эффективности созданных условий и оказанной психолого-педагогической помощи.
5. Оказание специалистами ТПМПК методической помощи педагогическим работникам образовательных организаций. Взаимодействие ТПМПК и ППк образовательной организации осуществляется на договорной основе через следующие формы: по телефону, электронной почте,
через форму обращения на сайте ТПМПК, посредством официальной деловой переписки, очные встречи с педагогами, специалистами ППк, администрацией образовательных организаций в форме консультирования, в особых случаях – участие специалистов ТПМПК в расширенных заседаниях ППк. Наиболее эффективной формой взаимодействия является формат проведение обучающих семинаров, семинаров-практикумов для педагогов школ и детских садов, специалистов ППк в рамках городских методических объединений педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, на которых рассматриваются актуальные проблемы оказания коррекционной психолого-педагогической помощи, представляется опыт по организации специальных образовательных условий обучающимся с ОВЗ, детям-инвалидам.
Среди основных тематических вопросов, рассматриваемых на совещаниях,
- создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в следующие: соответствии с рекомендациями ТПМПК Требования к реализации специальных образовательных условий в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО;
- использование автоматизированной информационной системы «АИС ПМПК»
(рекомендованная форма заключения), разьяснение формулировок в рекомендациях;
- организация работы с ИПРА с детьми-инвалидами. Мониторинг деятельности реализации моделей реабилитационно-образовательного сопровождения детей, имеющих особенности развития, в условиях образовательной организации;
- подготовка к прохождению государственной итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ, инвалидов. Определение специальных образовательных условий сдачи ГИА обучающимся, имеющих особенности психофизического развития;
- основные направления планирования деятельности ТПМПК и ППк образовательных организаций на новый учебный год. Итоги работы ТПМПК за учебный год. Анализ статистических отчетов деятельности ППк образовательных организаций (традиционно);
- актуализация банка данных председателей и педагогов ППк образовательных организаций (ежегодно);
- обзор и рассмотрение нормативной и правовой документации деятельности ТПМПК и ППк;
- организация условий работы ТПМПК на базе образовательных организаций, согласование графика выездных заседаний;
- анализ отдельных проблемных ситуаций, возникающих в ходе работы ТПМПК в форме супервизии.
Тематика проведения ППк определяется реальным содержанием и запросом образовательной организации. Это может быть:
- утверждение плана работы ППк;
- утверждение плана мероприятий по выявлению обучающихся с особыми образовательными потребностями;
- проведение комплексного обследования обучающегося;
- обсуждение результатов комплексного обследования;
- обсуждение результатов образовательной, коррекционной работы с обучающимся;
- зачисление обучающих на коррекционные занятия;- направление обучающихся на ПМПК;
- составление и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов (по форме определяемой образовательной организацией);
- экспертиза адаптированных основных образовательных программ;
- оценка эффективности и анализ результатов коррекционно-развивающей работы с обучающимися;
- другие варианты тематик.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания. Коллегиальное заключение ППк также доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психолого- педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания.
Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе:
- разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;
- разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
- адаптацию учебного и контрольно-измерительных материалов;
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
- использование специальных технических средств обучения коллективного индивидуального пользования, средств альтернативной коммуникации;
- предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу, в том числе на период: адаптации обучающегося в образовательной организации, учебную четверть, полугодие, учебный год, на постоянной основе; индивидуально или на группу обучающихся;
- проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционных занятий.
Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося на основании медицинского заключения могут включать условия обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе:
- дополнительный выходной день;
- организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня /снижение двигательной нагрузки;
- предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
- снижение объема учебной нагрузки;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации могут включать в том числе:
- проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимся;
- разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
- адаптацию учебного и контрольно-измерительных материалов;
- профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося;
- другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции образовательной организации.
Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся реализуются на основании письменного согласия родителей ( законных представителей).
Порядок контроля выполнения рекомендаций ППк определяется образовательной организацией, членами ППк. Механизм и график проведения контроля выполнения рекомендаций ППк должен быть понятен всем участникам образовательных отношений. Программа сопровождения должна иметь возможность внесения в нее корректировок с учетом результатов эффективности рекомендаций ППк.
Таким образом, ПМПК и ППк образовательной организации являются двумя необходимыми взаимосвязанными звеньями в решении задач, связанных со своевременным выявлением детей группы риска, психолого-педагогическим, медицинским и социальным сопровождением детей с ОВЗ, детей, имеющих трудности в развитии, обучении и социальной адаптации, оказанием адресной помощи всем участникам образовательного процесса.