Департамент образования Орловской области
Управление образования администрации города Мценска
МБУ г. Мценска "ППМСП-Центр"
OBR57.ru

Подготовка к ЕГЭ

Содержание

Тебе, выпускник!
Как успешно сдать экзамены? (Советы учителям)
Ваш ребенок накануне экзамена

 


 

Тебе, выпускник!

Педагог-психолог  Е.С.Якушина

        В конце мая по всей России в школах прозвучат последние звонки. И нашим детям предстоит серьезное испытание – выпускные экзамены.

       Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность.

Советы выпускникам:

       На что обратить внимание в оставшееся до экзаменов время:

  • Чаще тренируйтесь в выполнении тестовых заданий (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий), приучайтесь ориентироваться во времени и умении его распределять: тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов (на 1 задание в части А в среднем должно уходить не более 2-х минут).

  • Не тревожьтесь заранее о количестве баллов, которые вы можете получить на экзамене. Помните,  что количество баллов не является совершенным измерением ваших возможностей.

    Подготовка к экзамену:

  • Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, они повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно картинки или эстампа в этих тонах.

  • Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

  • Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.

  • Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который наиболее всего интересен и приятен.

  • Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
    дуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

  • Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием.

  • Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.

    Накануне экзамена:

  • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.

  • Продумайте, в какой одежде вы пойдете на экзамен. Имейте в виду, что одежда должна быть спокойных тонов. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена — все что хотите. 

  •   Если на улице холодно, не забудьте тепло одеться, ведь Вы будете сидеть на экзамене 3 часа.

               Перед началом тестирования:

  • И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен». Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.

  • Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.

  • Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их  несколько раз, не спеша. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.

  • Выполни дыхательные упражнения на снятие напряжения:

                     - сядь удобно,
                     - глубокий вдох через нос (4–6 секунд),
                     - задержка дыхания (2–3 секунды).    

                     - выдох.

                     Как действовать во время тестирования:   

  • В начале тестирования Вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д).  Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. От того, как Вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность Ваших ответов!

  •  Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша! Внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать)

  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более четко и ясно, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

  • Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

  • Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.  Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

  •  Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в текстах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот же совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект – забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать очки.

  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).

  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).

  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

  • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности,  а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.

  • При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию в конфликтную комиссию.

 


 

Как успешно сдать экзамены? (Советы учителям)

Методист Н.В. Ковтун

 Учителям, помня о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу», следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. В последние годы Центром тестирования РФ выпущены сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5-го по 11-й классы практически по всем предметам, выносимым на ЕГЭ. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями.

       Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи ЕГЭ реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

     Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче ЕГЭ, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов по пройденным темам, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных, как сдача ЕГЭ.

Очень эффективен такой вид контроля, как «внезапный» контроль. Педагог по истории по договоренности с педагогом по химии может войти с внезапным тестовым контролем по своему предмету и т.д. В результате у учащихся формируются такие значимые характеристики, которые требуются в процессе сдачи ЕГЭ как:

  • высокая мобильность, переключаемость;

  • высокий уровень организации деятельности;

  • высокая и устойчивая работоспособность;

  • высокий уровень концентрации внимания, произвольности;

  • четкость и структурированность мышления, комбинаторность;

  • сформированность внутреннего плана действий.

И все это происходит в комфортной атмосфере класса и школы.

 

Уважаемые учителя!

 

  • Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.

  •  Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.

  •  Помогайте избежать ошибок.

  • Поддерживайте выпускника при неудачах.

  • Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.

  • Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.

  •  Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

    "Приемы проявления человеческой теплоты учителя к детям"

    Очень важно в период подготовки к экзаменам проявлять участие, понимание состояния детей, вызывая тем самым у них чувство безопасности и защищенности, создавая хорошее настроение.  Все это вместе взятое усиливает желание работать, формирует уверенность в своем успехе. При равнодушии, безразличии, отрицательных эмоциях человек вряд ли способен ставить и решать серьезные как учебные, так и жизненно важные задачи. Велико значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Именно живое непосредственное общение порождает эмоции, чувства, переживания, аффекты, что является непременным условием личностного роста. Однако сложный комплекс субъективных переживаний ребенка остается нередко без должного внимания со стороны учителей. Недочет этих переживаний ведет к нарушению психического и личностного развития ребенка. Дети не могут простить взрослым равнодушного к себе отношения. К сожалению, чувство любви учителя к детям весьма редко проявляется на уроке. Существует множество способов и приемов проявления человеческой теплоты учителя к детям.  Вот некоторые из них:

  • отказаться от правила - часто, с нажимом подчеркивать способности одних, неуспехи других;

  • отказаться от прямого противопоставления детей друг другу;

  • не «пилить» и «не ругать» при всем классе;

  • замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать это резко как нечто неожиданное;

  • называть всех детей по имени и добиваться этого в общении детей друг с другом;

  • постоянно подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других. Способность к учению - это лишь одно из многочисленных ценных свойств личности, которое развивается у всех по-разному;

  • бережно относиться к женской гордости и мужскому достоинству;

  • все, что происходит с детьми, принимать всерьез;

  • уметь видеть за внешними поступками и действиями учеников мотивы их поведения;

  • помнить, что все дети испытывают потребность в одобрении их дел и поступков, и в разумных пределах удовлетворять ее;

  •  научиться воспитывать через радость, доверие, уважение;

  • относиться к ребенку любого возраста как к субъекту совместной деятельности;

  • принимать право ребенка на ошибку, на настроение и пр.;

  • осуществлять индивидуальный подход на основе понимания особенностей ребенка - его уровня развития, привязанностей,
    представлений и т. п.;

  • создавать атмосферу успеха, эмоционального благополучия, ценности культуры, знания и здоровья;

  • критически отнестись к самому себе при поиске причин неудач ребенка в учении, поведении, отношениях.

 


 

Ваш ребенок накануне экзамена

Педагог-психолог Е.С.Якушина

 Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». Именно ЕГЭ и выпускные экзамены становятся сложными, а подчас и драматичными испытаниями для детей. В этой ситуации помощь близких взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а, провалившись, вдохнуть полной грудью и идти дальше.

     Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника? Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей положительных сторон ребенка. Поддерживать ребенка – значит верить в него.

     Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

  •  Забыть о прошлых неудачах ребенка,

  •  Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,

  • Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

  • Опираться на сильные стороны ребенка.

  • Избегать подчеркивания промахов ребенка.

  • Проявлять сочувствие к ребенку, уверенность в его силах.

  • Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

  • Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи.

  • Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания .

    Советы родителям:

  • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене.  Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

  •  Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

  •  Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

  •  Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

  •  Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ребенок  обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

  •  Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

  • Прочитайте список вопросов к экзамену, задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше усвоит материал.

  • Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

  • Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

  • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

  •  Не критикуйте ребенка после экзамена.

 

                                                              Удачи Вашим детям!

 


 

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.