Департамент образования Орловской области
Управление образования администрации города Мценска
МБУ г. Мценска "ППМСП-Центр"
OBR57.ru

Рекомендации родителям

Содержание

Памятка родителям ребенка

Адаптация ребенка к детскому саду

Игрушки в жизни ребенка

Все в руках твоих руках

Дети и деньги

Если дети воруют

Почему грубит подросток

Чтобы не ошибиться при выборе профессии

Подготовка к школе

Дети-непоседы

Советы психолога родителям детей с детским церебральным параличом

 


 

Памятка родителям ребенка

Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить мне свое место.

Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. С большей готовностью я откликнусь на ваши инициативы.

Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться оставить последнее слово за собой в каждом случае.

Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.

Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что- то только для того, чтобы просто расстроить вас. Другими словами , я пытаюсь достичь еще больших «побед».

Не расстраивайтесь слишком сильно когда я говорю «Я вас ненавижу!». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

Не заставляйте меня чувствовать себя меньше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь, став «плаксой» и «нытиком».

Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжить использовать вас в качестве прислуги.

Не позволяйте моим «дурным» привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня использовать их в дальнейшем.

Не поправляйте меня в присутствии посторонних лиц. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете все спокойно с глазу на глаз.

Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать  с вами  становится минимальным. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позже.

Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как я великолепно знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Не заставляйте меня чувствовать , что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам  не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

В конце концов , любите меня таким, каков я есть. Я отвечу вам тем же!

 


 

Адаптация ребенка к детскому саду

Педагог-психолог Якушина Е.С.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения:  чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

   Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.     

   Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для  ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и   отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.   

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот "ужас"? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок "несадовский", а остальные малыши, якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так.  Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах.  В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни. Вот распространенные изменения, которые отмечаются у ребенка в период адаптации к детскому саду.

I. Портрет ребёнка, поступившего в детский сад.

   1. Эмоции ребенка.

   В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции:  от хныканья, "плача за компанию" до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми,   боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой).  На фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу (ребёнок вырывается, не давая себя раздеть, или даже  бьёт взрослого, собирающегося оставить его). В период адаптации он раним настолько, что поводом для агрессии служит всё. Нередко случается и наоборот, когда можно наблюдать  депрессивные реакции и "заторможенность" детей, как будто эмоций нет вообще.

   В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, "одушевленная" взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Некоторые дети ещё долго будут плакать при расставании, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.

   2. Контакты со сверстниками и воспитателем.

   В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами.

   О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

   3. Познавательная активность.

   Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Не решается играть. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его "вылазки" к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

   4. Навыки.

   Под влиянием новых внешних воздействий в первые дли адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время "растерять" навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.).

Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только "вспоминает" забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

   5. Особенности речи.

   У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются "облегченные" слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

   6. Двигательная активность.

Некоторые дети становятся "заторможенными", а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

   7. Сон.

   Если вы оставляете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что в первые дни он будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

   8. Аппетит. 

   В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть  малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.

   9. Здоровье.

   Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям и он может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Часто случается так, что причина постоянных простуд и хронических ОРЗ вовсе не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется - бегство в болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно, не отдавая себе в нем отчета. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданы и целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.

   Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 3-4 месяца.

 

II. Почему он так себя ведёт? Или что провоцирует стресс?

  1. В огромной степени стресс провоцирует отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с вами и мама - это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела.

  2. Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери.

  3. Обычно, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации к детскому саду, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

  4. Кризис трёх лет, который может наслоиться на период адаптации ребёнка, иногда осложняет её прохождение.  

 

III. Кому легко, а кому трудно.

   Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Кому адаптироваться легче?

  • Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли "в садик" с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту "тетю" несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).

  • Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший "старт".

  • Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), "горшечный" этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.

  • Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Уточните заранее расписание дня в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.

   Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не разговаривали об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам.  И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

 

IV. Чем могут помочь родители?

   Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

  • В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

  • В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком долго, что существенно  сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется "отсыпаться", значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

  • Не перегружайте малыша  в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.

  • Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

  • Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

  • Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую мягкую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

  • Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. "Проиграйте" эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.

 

V. Спокойное утро.

   Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он "считывает" вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

  • И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик "так хочет в сад", малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

  • Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.

  • Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

  • Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать "пока"). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

 

VI. Типичные ошибки родителей

   К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:

  •  Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что "он обещал не плакать", — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют "держать слово". Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно  придете за ним.

  • Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

  • Нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

 

VII. Помощь нужна еще и родителям!

   Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но "за кадром" почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают.

   Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад — это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы  тоже "рвется" сердце, когда они видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.

   Чтобы помочь себе, нужно:

  • быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию, адаптируется гораздо быстрее.

  • поверить, что малыш на самом деле вовсе не "слабое" создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за "нытье". Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.

  • воспользоваться помощью. В детском саду есть психолог. Этот специалист предлагает помощь не только (и не столько!) ребенку, сколько его родителям, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда родителям очень нужно знать, что ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию даёт психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.

  • заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие "ноу-хау" есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

   Не надо плакать вместе с ребенком!!! Он все чувствует. Попробуйте отвести ребенка после сна или ужина, когда скоро начнут детей забирать домой. Он увидит, что все уходят и его тоже обязательно заберут...Так быстрее пройдет адаптация. Знаю из своего опыта!!!

 


 

Игрушки в жизни ребенка

Педагог-психолог Якушина Е.С.

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и  выбор взрослыми друзей и любимых.

   У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

   Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.

   В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

   Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

   Игрушки из реальной жизни.

   Кукольное семейство (может быть и семья  зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

   Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.

   Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

   Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.

   Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

   При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

   Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

   Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

   Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

   Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

   К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди  заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.

   К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

   К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

   Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

   В дальнейшем ребёнок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее  отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло и родители не покупают ему игрушек.

   В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.

   Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

   И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин  с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

   Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.

 


 

Все в руках твоих руках

Социальный педагог О.А.Соклакова

Слабоалкогольные напитки – пиво, вино и коктейли – завоевали сердца россиян, которые и не подозревают о коварстве такой любви. Несколько лет назад в России начался неофициальный эксперимент по вытеснению крепких спиртных напитков и попытке приучить население к слабоалкогольной продукции, в первую очередь к  пиву, коктейлям, колы с водкой и прочего. 

   Была предпринята попытка внедрить в России так называемый средиземноморский, умеренный тип потребления алкоголя.

   Но благими намерениями, как известно,  дорога в ад вымощена! Число страдающих алкоголизмом  неумолимо растет, и, самое тревожное, пьют женщины и подростки.

   Наверное, вам не раз приходилось наблюдать такую картину на улицах нашего города: молодая мама везет коляску с малышом и при этом потягивает пиво из бутылки, а в другой руке кокетливо держит сигаретку. Представителей  более старшего  поколения это шокирует, а молодые люди   воспринимают это  как должное,  и никакой беды в этом не усматривают.

   Специалисты же утверждают, что агрессивная и навязчивая реклама пива уже сделала свое черное дело, и страна плавно перекатилась от поколения «пепси» к поколению «пиво». А что это новое поколение, пьющее пиво всегда, везде и без всякого повода даст нам через несколько лет? Ответ неутешительный - страшную алкоголизацию страны.

   Алкоголь – часть повседневной жизни. Он почти повсюду: во время праздников или отдыха, во время ссор или примирения, до и после еды, когда у нас стресс или горе.  И даже тогда, когда у нас всё хорошо. Это кажется нам так естественно, что мы об этом не задумываемся. Но как это влияет на наших детей? Они учатся у нас. Они привыкают к мысли, что алкоголь – неотъемлемая часть жизни. Этот вывод они делают потому, что так ведут себя родители.  определённую роль в формировании  у детей и подростков «программы» на потребление алкоголя играет телевидение, реклама, видеопродукция, где отражается жизнь во всей своей неприглядности.

   Многие рассуждают: «Подумаешь – пиво,  не водка же!». Так считают не только подростки, но и взрослые. Некоторые родители, имеющие детей подростков, так боятся того, что дети начнут употреблять водку или пристрастятся к наркотикам, что смотрят на пивные банки и бутылки в руках своих детей сквозь пальцы. А иногда сами разрешают своему несовершеннолетнему ребенку выпить во время праздника или семейного застолья несколько бокалов пива. Зачастую  среди населения бытует мнение, что пиво необычайно полезно, ведь недаром его прописывали врачи в начале 20 века в качестве лекарства. Да, прописывали, но по ложечке…. Это факт достоверный, но фактом является и то, что пиво содержит алкоголь. Бутылка 6% пива по содержанию спирта примерно соответствует 60 граммам водки, т.е. 2 бутылки пива – это больше чем полстакана водки. Много это или мало? Во всяком случае, вполне достаточно, чтобы проложить дорожку к алкоголизму.

Алкоголизм, вызванный пивом, ничем не отличается от алкоголизма, вызванного другими спиртными напитками. Пиво даже коварнее, потому что люди относятся к нему как к прохладительному напитку и ставят в один ряд с колой и кефиром. А вот врачи наркологи говорят, что если человек регулярно и часто употребляет пиво и постоянно стремится испытать состояние легкого опьянения именно с его помощью, то можно говорить об алкоголизме пивного происхождения.

   Существует ошеломляющая статистика: каждый третий 16-летний подросток выпивает до 3-х литров пива в день. Только представьте себе: в классе 30 человек и 10 из них потребляют такое огромное количество пива в день. Верится с трудом…впрочем, достаточно вечером прогуляться по Мценску. Задумывались ли вы когда – нибудь, о том,  какое будущее ждет «пивное» поколение? Кстати о будущем, медики считают что безрадостное. Почему? Потому что пиво воздействует как клеточный яд и «бьет» по сердцу и печени. А клетки мозга при пивной алкоголизации поражаются сильнее, чем при водочной. К тому же у детей и подростков пивной алкоголизм развивается быстрее, чем у взрослых и имеет более тяжелое течение.

Почему дети и подростки пьют спиртное?

  • Они хотят выглядеть взрослыми, подражая им;

  • Они считают, что алкоголь помогает улучшить настроение, быть веселее, раскованнее в общении с другими детьми;

  • Они не хотят отставать от своих сверстников;

  • Они чувствуют себя непринуждёнными, расслабленными – неуверенность исчезает;

  • У них много проблем, забот, и алкоголь помогает их забыть;

  • «Запретный плод сладок».

 

«Факторы риска» , ведущие к употреблению спиртного:

  • чувство одиночества, бессмысленности, недостаток любви;

  • предъявление чрезмерных требований и давление со стороны школы;

  • трудности и конфликты в семье;

  • отсутствие признания среди  сверстников;

  • отсутствие чувства самоуважения, значимости и несамостоятельность;

  • боязнь ощущения быть исключённым, не принадлежащим к тому, что  происходит вокруг.

 

   Дети и подростки, которые не находят решения своих проблем и не получают поддержки, более  подвержены опасности стать зависимыми от алкоголя.

   Взрослые  не имеют права быть в стороне от проблемы «Дети и алкоголь» и могут сделать многое, чтобы предупредить интерес к алкоголю.

   Самый простой  и действенный совет: любите детей! Искренняя любовь и принятие собственного ребенка является универсальной «прививкой» от всех жизненных бед и ненастий.

    Чрезвычайно важна и жизненная среда, в которой дети могли бы развивать свою индивидуальность.

   Будьте открытыми и не бойтесь разговоров на эту тему. Может быть, тогда у такого сильного и коварного врага,  как алкоголь, не останется никаких шансов, он не сможет разрушать жизни наших детей.

   Очень важен тот семейный уклад, в котором развивается и растет ребенок. В семье пьющих родителей запрет и указания: «только посмей выпить!» приведут к прямо противоположному результату. «Ничему меня не учит то, что тычет, талдычит, жучит.», есть такое выражение.  А вот живой пример родителей – это программа, которая закладывается на всю жизнь.

  

   Чувство собственного достоинства и уравновешенность – лучшая защита от зависимости. Сильная личность может сказать спиртному «нет». Это лучшая профилактика.

 

   Для того чтобы дети могли развиваться такими, родителям необходимо оказывать им поддержку:

  • дети должны быть уверены, что они могут рассчитывать на понимание и помощь со стороны родителей в решении проблем;

  • им необходимо одобрение, чтобы развивать чувство уверенности в себе;

  • при этом важно определить границы: если дети знают границы, они успешнее учатся преодолевать трудности и конфликты, быть уверенными в себе; но границы не должны стеснять детей; независимость защищает от зависимости;

  • детям нужны сверстники, друзья и подруги, с которыми они могли бы  переживать споры, примирения, разрешение конфликтов, стать внимательными по отношению друг к другу;

  • конечно, им нужны и взрослые, которые могли бы уделить время, поговорить с ребёнком, поддержать, что-то посоветовать для успешного разрешения возникающих проблем.

 

   Что делать, если ваш ребёнок уже начал  употреблять алкоголь?

 

   Нет однозначных причин того, почему ребёнок стал испытывать страсть к алкоголю. Если вы беспокоитесь, что у вашего ребёнка могут появиться проблемы в связи с алкоголем, вы не уверены, сомневаетесь…

 

   Первый шаг – откровенно поговорите с вашим сыном или дочерью без упрёков и оскорблений. Найдите время для доверительного  разговора с ребёнком, уделите ему  внимание. Это очень важно!

   Многие родители стыдятся говорить о том, что их ребёнок зависим от спиртного. Старание скрыть или отрицать этот факт  ещё более ухудшит положение дел. Влечение к спиртному не позор, а беда. Это встречается во многих семьях.

 

Говорите о своих проблемах со специалистами, дайте возможность вам помочь. Не затягивайте время, не дайте болезни окончательно победить вашего ребёнка!  

 

   В заключение  хочу довести до сведения и родителей и подростков, достигших 16 лет тот факт, что 21 декабря 2013 вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации  №365-Ф "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и теперь за распитие спиртных напитков в общественном месте, в т.ч. и пива предусмотрен административный штраф в размере от 500 рубле до 1000 рублей.

   А за подростков которым не исполнилось 16 лет административную ответственность несут родители. И если их дети были замечены в употреблении пива в общественных местах, то на родителей составляется административный протокол с последующим наложением штрафа в размере от 1500 рублей до 2000 рублей.

   Вовлечение взрослыми несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ - влечет наложение административного штрафа в размере от 1500 рублей до 3000 рублей.

 Хотелось бы верить, что не эти законы  послужат основанием для ведения здорового образа жизни, а осознанный выбор каждого из вас. Есть хорошее выражение: «Все в руках твоих».

 


 

Дети и деньги

Социальный педагог О.А.Соклакова

Современные дети очень рано знакомятся с функцией  и ролью денег в жизни человека.  Они видят, что родители платят деньги в магазине, покупая им что-то, они слышат разговоры о деньгах в доме, по телевизору, на улице. Они рано понимают: деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.

   Потребность иметь собственные деньги неразрывным способом связана со стремлением ребёнка к самостоятельности.

   Накопленные или полученные в подарок деньги ребёнок имеет право потратить так, как ему хочется

   Выделяйте ребёнку на карманные расходы столько, сколько может позволить ваш семейный бюджет, даже если на эти деньги можно всего лишь раз в неделю что-то приобрести в школьном буфете сверх программы.  Пусть ребёнок с ранних лет понимает цену деньгам.

   Приучайте ребёнка к тому, что взятые в долг деньги необходимо всегда отдавать и желательно в срок. Иначе окружающие перестанут ему доверять.

   Отказываясь что-либо купить ребёнку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день все покупки у вас распланированы и на  желанную для него вещь деньги не предусмотрены.  Возможно, к следующему походу в магазин ребёнок забудет о своём желании.  Если же он «бредит» этой вещью, то можно предложить ему подождать до дня рождения, Нового года и т. п. Учите ребёнка планировать траты. Например, собираясь в парк, обсудите с ним, сколько денег и на что вы собираетесь потратить.  Постарайтесь не выходить за поставленные рамки.  Иначе ребёнок решит, что ваши планы ничего не значат, достаточно устроить истерику – и он всё получит.

   В различных туристических поездках выделяйте ребёнку небольшую сумму, которую он может потратить по своему усмотрению.  Так приятно будет подарить своим родным или друзьям самостоятельно купленную безделушку.

   Не стоит дарить ребёнку деньги с указанием,  на что он их должен потратить.  Другое дело, если ребёнок давно мечтает о чём-то и ваш подарок поможет осуществить эту мечту.

   Если вы предложили ребёнку накопить денег, то дайте ему возможность пополнять копилку. Пусть он, например, с вашего согласия  оставляет себе небольшую сдачу после похода в магазин.  Иначе для пополнения своих средств он может найти другой источник, не всегда законный.

   Если ребёнок, копивший деньги на определённую вещь, вдруг передумал её покупать и решил потратить деньги на что-то другое, не следует ему препятствовать.  Но он должен понимать, что вы ему эту вещь тоже не купите, что он таким образом отказался от неё окончательно.

   С ребёнком, взявшим деньги без спросу, следует серьёзно поговорить.  Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать милицией и тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять. И нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги.  Аа вдруг они были отложены на что-то важное, например на твою новую куртку, и нам не хватит именно той суммы, которую ты взял?»

   Если ребёнок слишком интересуется деньгами, используйте этот интерес для образовательных целей. Обратите внимание ребёнка на внешний вид денег, их символику, различие валют разных стран, на историю происхождения денег, на материалы, из которых их изготавливают. Постарайтесь провести параллели между этим интересом и теми предметами,  которые проходят в школе:   историей, географией, математикой.

   Учёба – это самая важная обязанность школьника, но это не его работа, поэтому не платите денег ему за приготовление уроков и за хорошие оценки. Платой за прилежное учение является положительная оценка и приобретённые знания. Ученик должен быть активным, а не пассивным участником процесса обучения. Иначе он так и не научится самостоятельности. Ребёнок будет ориентирован не  на то,  чтобы узнавать новое, учиться чему-то, а на то, чтобы получить оценку. 

 


 

Если дети воруют

Социальный педагог О.А.Соклакова

Большинство родителей при воспитании детей допускают ошибку, оценивая поведение ребен­ка масштабами взрослого. И ни в какой другой сложной воспитательной ситуации не прояв­ляется это так ярко, как в случаях воровства. «О боже, мой ребенок украл! Что из него выйдет, если он уже сейчас это делает? Откуда у него такие задатки? Я в отчаянии, не знаю, что делать!» — жалуется одна из матерей. Но чаще всего из-за стыда за «неудавшегося» ребенка они вообще не решаются с кем-нибудь погово­рить об этом. Они сами берутся за дело — естественно, со всей строгостью, ибо считается, что меры надо при­нимать именно сейчас, пока не стало поздно. Побои, домашний арест и серьезные разговоры должны вернуть ребенка на путь истинный.

     Все родители хотя бы один раз сталкиваются с этой проблемой. Отсюда — внимание! Ворующий ребенок - далеко не потерянный ребенок, и нет еще повода для угрызений и тревог. Надо просто кое-что знать об этом.

     Сначала одно важное утверждение: не существует предрасположения к воровству! «А клептомания?» — спросите вы. Я должен ответить, что это только больное воображение отчаявшихся родителей. Психиатрия, прав­да, признает клептоманию формой психического заболе­вания. Но ваш ребенок нормален.

     Воровство у детей еще не сама болезнь, но симп­том заболевания. И это заболевание душевного по­рядка. Именно на этом должно быть сосредоточено внимание родителей.

   Как это начинается? Анна тайно таскает конфет­ки. Коля, оставшись один, перерывает все съестные за­пасы. В доме орудуют лакомки и пропадает то апельсин, то печенье. Ирина спрятала новые перчатки отца под матрац. Есть множество таких маленьких преступлений, и мы все встречаемся с ними в процессе развития наше­го ребенка. Что же здесь происходит?

   Основное правило: будьте внимательны, дорогие родители! Не проходите мимо таких случаев. Не раз­решайте укореняться этим привычкам. Если вы что-то заметили, не теряйте голову и обдумайте спокойно, что могло стать причиной поведения вашего ребенка. Дей­ствуйте только после этого.

   Итак, ребенок может стащить (тайно взятый кусочек сахара тоже относится сюда же) по следующим мотивам и причинам.

  1. Из-за несознательности. Ребенок еще не различает, что значит мое и твое. Он не понимает значения слова «собственность». Он еще не вписался в порядки человеческого общества. Но никогда не рано начинать зна­комить его с некоторыми понятиями. Ребенок должен знать, что принадлежит ему лично. Он за эти вещи отве­чает, за ними следит, и это никто не может у него от­нять. Что такое деньги, ребенок должен узнать достаточ­но рано. Слишком затянувшееся стремление родителей не давать ребенку карманных денег - ненужная их зас­тенчивость. Каким иным образом узнает ребенок цену денег? Можно подарить ему копилку, чтобы научить об­ращаться с деньгами. Надо прививать детям правильное понимание собственности, тогда они будут уважать соб­ственность других.

  2. По привычке. Чего только дети не наблюдают в жиз­ни своих родителей! Во время прогулки мать подняла яблоко из чужого сада и положила его в карман. В дру­гом саду сорвали чужие цветы. Отец не вернул одолжен­ную книгу. Оставили у себя найденную чужую вещь. Ребенок, будучи свидетелем всего этого, по мелочам на­учился, что не надо быть таким уж щепетильным. Для него это становится привычкой, и он не находит ничего ужасного в том, чтобы тайком взять из дядиной коллек­ции пару марок, ведь у него еще так много таких же!

  3. Из спортивного интереса. У детей богатая фантазия. Некоторые телевизионные передачи развивают у ребен­ка такие же дерзкие идеи, как и чтение приключенчес­ких книг и сказок. Это так интересно и захватывающе - что-то у кого-то стибрить. Недавно я был на заседании суда по делам несовершеннолетних. Обвиняемыми по поводу неоднократных краж были два 13-летних сына обеспеченных родителей. Подростки из спортивного ин­тереса «добывали» разные вещи из подвалов частных до­мов и прятали их в укромном месте. При этом они каза­лись себе очень взрослыми и отважными.

   Во всех этих трех причинах виноваты мы, родители и воспитатели. Мы упустили возможность научить ре­бенка поступать в соответствии с моральными ценнос­тями нашего общества. «Ты не должен трогать того, что тебе не принадлежит, на твою собственность тоже никто не посягает». Достаточно ли часто говорили мы это на­шему ребенку?

  • В четвертой и последней причине самая большая вина воспитателей и родителей. Эта причина характерна для всех детей, которые вдруг начинают брать тайком то, что им не принадлежит. Ребенок становится маленьким воришкой из внутреннего протеста против нас. Об этом надо подумать в первую очередь. В большей части со­проводительных бумаг, которые вместе с детьми прибы­вали в наши Детские деревни, стояло: «ворует». Интуи­ция нам точно подсказывала, что в этих случаях речь идет о ребенке из неблагополучного окружения.

   О ребенке, пережившем родительские ссоры, бессерде­чие, побои, душевные муки, а также непонимание там, куда он был отдан на воспитание. Любой педагогичес­кий консультант, который встречается с ребенком по поводу случаев воровства, сразу предполагает неблаго­получные отношения в семье. Почти во всех случаях предположение подтверждается. Мы должны задуматься над этим.

   Вот некоторые примеры:

   Родители ссорятся. Ребенок мстит за это воровством. У отца нет времени для сына. Сын «покупает» это время тем, что незначительным воровством обращает на себя внимание отца.

  • Ребенку не хватает тепла в родительском доме. Он крадет, чтобы выразить свой протест или же купить ворованными вещами любовь других взрослых или своих соучеников.

  • Дома не поощряют увлечений ребенка. Он «органи­зует» средства для приобретения нужных ему материалов.

  • Балованный ребенок не умеет владеть собой и в кон­дитерской прячет кое-что в свой карман.

  • Отверженный ребенок. Этому все равно. Мелкое во­ровство для него - способ самоутверждения.

   Каждая мать в какой-то момент ловит своего вориш­ку. И от нее зависит, вернет ли она его на правильный путь или воспитает настоящего вора. Последнее, к сожа­лению, случается у родителей, не понимающих серьез­ности ситуации. Они реагируют наказаниями и без кон­ца тычут: «Ты вор», «Из тебя ничего путного не полу­чится, раз ты уже сейчас воруешь», «Тебя нельзя послать в магазин, приносишь не всю сдачу», «На тебя нельзя положиться!», «От тебя приходится все запирать!» Ребе­нок, которому бесконечно твердят о его изъянах, в кон­це концов, и сам начинает верить в то, что он - заблуд­шая овечка.

   С воспитательной точки зрения намного ценнее от­нестись к ребенку с пониманием, доверием. Погово­рить с ним по-хорошему, если его поймали с поличным. Обращаться к нему с любовью и теплом. Искать корень зла не в ребенке, а в самих себе.

   «Когда мы наказываем ребенка, мы не усложняем его жизнь, как иногда думают, а облегчаем, и притом опасно облегчаем. Мы берем выбор на себя. Мы освобождаем его совесть от необходимости  выбирать,  и нести ответственность, мы перехватываем у жизни право наказания, мы ставим заглушку на источник самостоятельности. И если мы постоянно наказываем, осуждаем, делаем замечания, то вырастают люди, которые боятся самостоятельности, боятся свободы».

С. Соловейчик. Педагогика для всех

 


 

Почему грубит подросток

Педагог-психолог Е.Н.Красникова

«Не знаю, что и делать, - сокрушается мама 14-летнего сына. – Был спокойным, вежливым мальчиком, хорошо учился, по хозяйству помогал. Но в последнее время будто подменили. Совершенно не слушается, школу стал прогуливать, хамит и мне, и мужу. Откуда это? У нас в семье не принято даже голос друг на друга повышать».

   «Научите, как себя вести с этой грубиянкой! - обращается за помощью женщина, у которой 14-летняя дочь. – Нормальных слов она не воспринимает. Отвечает грубостью на грубость. Противно. Разве что мои слезы еще как-то могут ее разжалобить. Но не хочется превращаться в плаксивую мамашу».

 

   Грубое поведение – не что иное, как проявление агрессивности. Мы привыкли считать, что агрессия несет исключительно отрицательный заряд. Но, представьте, в ней кроется и немалый положительный потенциал, лежащий в основе таких важных человеческих качеств, как целеустремленность, желание самоутвердиться и отстоять свою позицию.

   Не случайно на ранних этапах эволюции человека агрессивность имела ярко выраженную позитивную направленность, поскольку помогала выжить наиболее сильным представителям рода человеческого.

   Позже механизмы естественного отбора сменились системой запретов и правил поведения, позволяющей членам общества мирно сосуществовать.

   Однако агрессивность продолжает дремать в каждом из нас. Когда и в какой форме она может выплеснуться на окружающих, зависит от обстоятельств, от темперамента, от воспитания.

    Однажды вечером мне звонят. Без каких – либо предисловий – ни «здравствуйте», ни «добрый вечер», ни «кто говорит» - женщина интересуется: «Куда я попала?» Объясняю, куда, и намекаю, что надо бы здороваться и представляться. В ответ поток брани, оскорблений, нелицеприятных сравнений с козлом и собакой.

Но самое интересное, что я узнала по голосу звонившую женщину. Это была мать моей ученицы, которая не отличается вежливостью и благопристойным поведением. Вот вам и истоки агрессивного, грубого поведения девочки, прямо по народной пословице «Яблоко от яблони…».

   Знайте: именно воспитание играет важнейшую роль во взаимоотношениях с другими людьми. Вот почему истоки плохого поведении следует искать прежде всего в собственной семье. Если с пеленок малыш находится в атмосфере доброжелательности, уважения и терпимости друг к другу, он вряд ли вырастет хамом. Но если привык наблюдать, как родители злословят, завидуют, осуждают всех и вся, скорее всего, и сам будет таким же.

   Многие дети, вступая в подростковый возраст, разительно меняются: из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в ершистых, неуправляемых, грубых. Пожалуй, грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.

 

   Откуда что берется?

 

   А если подросток грубит вроде бы на пустом месте, когда атмосфера в семье не дает к этому поводов? Тут возможны четыре причины:

  1. Инфантильность. Такие дети по социальному и психическому статусу не соответствуют своему возрасту. Их агрессивность объясняется тем, что они еще не усвоили правил общежития, которые им полагалось бы уже знать. По мере взросления их поведение, скорее всего, выровняется. Это бывает особенно ярко заметно, когда в семье один ребенок. Здесь присутствует детский эгоизм – все для него, и дитя к этому привыкает с пеленок.

  2. Протест. Вспышки недовольства, гнева, ярости у подростка возникают в ответ на попытки взрослых унизить, оскорбить или целиком подчинить своей воле. Большей частью такая форма носит адресный характер, т.е. направлена против конкретных виновников ситуации. Это может быть, к примеру, старший брат или отец, который решил принудить к чему – то подростка силой, или учитель, незаслуженно поставивший двойку.

  3. Уродливый, патологический характер. Самой страшное! Речь идет о преобладании таких черт, как повышенная возбудимость, злобность, конфликтность. Как правило, это проявляется еще в раннем возрасте. Нередко характер наследует от кого – то из родственников. Пожалуй, это самый тяжелый случай, и родителям таких детей можно только посочувствовать. Нередко к таким ребятам прилипают нехорошие, обидные клички и прозвища, им всегда трудно в любом коллективе.

  4. Подростковое (возрастное) чувство юмора. Юмор детей и взрослых тоже имеет свои отличительные особенности. Вообще юмор – очень тонкий индикатор понимания. Если людям смешно одно и то же, значит, они в какой – то точке друг другу близки. Все знают, с каким трудом иногда удается понимать шутки людей другой национальности, другой культуры.

 

   Расскажу случай из жизни. Иду утром на работу, встречается бабушка одного из ребят, ученика 11 класса. Явно расстроена, голос дрожит, глаза, уставшие от бессонной ночи. Оказывается, внук пришел к ней вечером с новых туфлях, а бабушка обратила внимание на обувку – родители, мол купили, постарались, на твою ногу трудно сыскать что – нибудь стоящее. Ага, спокойно отвечает внучек, на что они купят: год зарплату не получают. Сам достал. Идем с Лосем (друг), видим – пьяный мужик лежит.  Ну, Лось себе куртку взял, а я – туфли. Да ты, бабушка не переживай, он не из нашего поселка… Мы у него бумажник посмотрели. Там мелочь и документы, ничего не взяли. Проспится и утром уедет на автобусе в Ипатово, на дорогу у него хватит. Причем все было рассказано ровным, спокойным голосом. Бабушка расстроилась и очень сильно переживала, пока не выяснила у родителей мальчика, что это было шуткой. Здесь, конечно, налицо разные уровни чувства юмора у представителей разных поколений.

 

   Не надо провоцировать.

 

   Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подливает масла в огонь. Будьте мудрее, избегайте конфликтов, чтобы не провоцировать своего ребенка.  В этом вам помогут следующие правила поведения:

 

  • Дайте свободу. Свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из – под вашей опеки. Но, говоря о свободе, не забывайте философскую притчу о хомячке и коте Ваське. Жил у одного хозяина в клетке симпатичный хомячок и все время просил хозяина выпустить его на свободу, царапал дверцу, умолял, просил открыть ее. А рядом с клеткой сидел кот Васька и тоже, проникнувшись сочувствием к судьбе узника, просил хозяина дать зверьку свободу. Но мудрый хозяин не выпускал хомячка, пока в комнате находился кот, ибо он прекрасно понимал, что свобода может иметь разные границы. Очень, на мой взгляд, поучительная притча, особенно для тех «хозяев», у которых подрастают дочери.

  • Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные поучительные родительские нравоучения. Измените стиль общения: перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы. Особенно болезненно дети воспринимают критику взрослых в области моды и музыки. У разных поколений разные музыкальные пристрастия. И здесь взрослым надо быть мудрее и терпимее своих детей. Некоторых пожилых людей приводят в ярость названия групп, как то: «Ногу свело», «Руки вверх», «Сектор Газа» и т.д. Об одежде я уже не говорю. Хотя в селе молодежь менее автономна, нежели в городе.

  • Идите на компромисс. Еще никому не удалось доказать с помощью скандала. Здесь не бывает победителей.  Когда и родители, и подростки охвачены бурными  негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает. Тут наступает синдром красной тряпки, как для быка на испанской корриде.

  • Уступает тот, кто умнее. Костре ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров. Чтобы  скандал прекратился, кто – то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните, лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают. Особенно болезненно подросток реагирует, когда конфликт происходит на глазах сверстников, в классе, спортзале  и т.д.

  • Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопаний дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас. Родители обязаны быть политиками. В нормальных странах политика оценивают в трех номинациях: 1) порядочность, нравственность, 2) знаний, образование,  3) тактичность, вежливость по отношению к своим оппонентам. Так будем же политиками хотя бы по отношению к своим детям!

  • Будьте тверды и последовательны (самое главное). Начну с примера из жизни дома, в котором я живу.

   

   Копаю в апреле участок под своими окнами. Рядом на скамейке сидят и судачат соседки обо всем и ни о чем, как это обычно бывает. На площадке играют дети. Мама одного из мальчиков зовет своего сына: «Вова, иди читай. Учительница говорила, что ты плохо читаешь». Вова играет. Минут через пятнадцать все повторяется. Потом еще и еще. Никакой реакции. Вова так и не пошел учить уроки. Дошло до истерики материи.

  

   Слова о сокрушении ребер - это скорее, гипербола, чем указание к действию, ибо лозой ребер не сломать. Если перевести пятисотлетние строки «Домостроя» на современный язык, это будет звучать примерно так: родители, помните! Дети – отличные психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на нашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем, если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от него хорошего поведения.

 


 

Чтобы не ошибиться при выборе профессии

ПЕдагог-психолог Е.Н.Красникова

 Выбор профессии – задача не из легких. Наибольшую помощь в этом старшеклассникам могут оказать родители, но они нередко жалуются на непонимание своих детей. Конечно, у молодого поколения  иные точки зрения, ценности, привычки. И все – таки у каждого родителя  всегда имеется неоспоримое преимущество перед ребенком – социальный опыт, умение оценивать жизненные реалии и требования.  Кроме того, в отличие от слов чужого человека, побуждение, исходящее от близких, а потому и самых авторитетных людей, воспринимается как наиболее подходящее, конструктивное. Недаром, как показывают, например, результаты опроса, более половины учащихся выпускных классов хотели бы обсудить свои профессиональные планы именно с родителями.

Фантазии ребенка и аргументы родителей.

   Еще один аргумент, свидетельствующий в пользу родителей, - профессиональные фантазии ребенка. Когда он видит себя в мечтах представителем той или иной профессии, он мысленно примеряет ее на себя. На первый взгляд это кажется детским занятием, игрой, и только. Однако научные исследования доказывают, что около трети школьников определяются с профессией уже в начальной школе. значит, важными для них оказываются сведения о профессиональной деятельности родителей, родственников, друзей семьи – их рассказы о том, как они выбирали профессию, какие испытывали при этом трудности, на что обращали особое внимание. Ребенок автоматически попадает под магию эмоциональной оценки профессии родителями и безоговорочно принимает их позицию.

   Тем не менее, дети и родители, несмотря на кровное родство, различны. Их жизненные и профессиональные пути обычно расходятся. Ведь жить вместе не значит жить вместо. Иногда родители настаивают на выборе той профессии, которой в силу обстоятельств им не удалось овладеть самим. Надо понимать, что в этом случае они пытаются через ребенка реализовать свою собственную мечту.

Часто родительский совет базируется на поверхностных и неточных представлениях о престижных профессиях, якобы гарантирующих ребенку безоблачное будущее. Печально, что этот вариант менее всего проверяется на его совместимость с интересами и способностями ребенка. Тем самым уже на этапе выбора в школьника закладывается программа формирования неуспешного человека, обремененного проблемами в личностной и профессиональной самореализации.

 

Психологический практикум:

 

Проверьте себя, как вы ориентируетесь в новых профессиях.

 

   1. Логистик:

              а) занимается логикой;

              б) организует транспортировку продукции;

              в) организует конференции и научные саммиты.

   2. Веб–мастер:

             а) работает на компьютере;

             б) разрабатывает программы;

             в) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов.

   3. Маркетолог:

            а) работает на рынке ценных бумаг;

            б) изучает рынок труда;

            в) изучает рынки сбыта товаров.

   4. Фандрайзер:

            а) ищет деньги и другие возможности для организаций;

            б) фанат, которого нанимает звезда;

            в) изучает пути развития предприятия.

  5. PR–агент:

           а) связан с политикой; специалист по рекламе и связям с общественностью;

           в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

 

Правильные ответы и комментарии:

 

1-б. Спрос на эту профессию растет; от специалиста требуется базовое экономическое образование и курсы специализации.

2-в. Профессия на пике востребованности; легко переквалифицироваться в менеджера  информационных сетей, в специалиста по информационным технологиям, получив образование в области экономики или управления.

3-в. Постоянно высокий спрос на профессию. Наиболее успешен специалист, обладающий способностью к анализу и письменному изложению его результатов, имеющий экономическое + инженерно – техническое образование.

4-а. Спрос на профессию постоянно высок. От специалиста требуется умение общаться, уверенность в себе, аналитические способности, интуиция.

5-б. Второе, российское, название – пресс – секретарь. Необходимо гуманитарное образование (политолог, журналист). Профессия пользуется широким и неизменным спросом.

 

Подсчитайте количество правильных ответов: больше 3 – владеете всей информацией; 2-3 – недостаточно информированы; 0-1 – плохо ориентируетесь в мире профессий.

  

Прививка от неудачи.

 

Очень часто родительские советы подаются под «соусом» «полезно для семейной жизни». Будь врачом – нас и себя сможешь лечить! Становись поваром,  хоть готовить научишься! Плохо ли – воспитатель! Своих детей вырастишь как надо. Продолжать подобный перечень можно бесконечно, и это при том, что ущербность такого выбора очевидна.

 

  Еще одно родительское заблуждение: высшее образование автоматически  разрешает проблемы поиска нужной высокооплачиваемой работы.  Здесь профессиональное самоопределение подменяется самоопределением в социальном плане, а выбор профессии – выбором учебного заведения. О том, что наличие высшего образования не гарантирует  трудоустройства, можно и не говорить – многие семьи с этим сталкивались. Менее явно другое: в данном случае установка на получение высшего образования настолько сильна, что в жертву ей приносятся способности, склонности ребенка, трезвый взгляд на действительность. А результат? Семья приложила громадные усилия,  в том числе финансовые, а чадо либо уходит из вуза, либо становится специалистом, не мотивированным на профессиональную карьеру. Вот почему так важно, чтобы школьник понимал: высшее образование можно получить и ступенчатым путем. Например, ПТУ – техникум – вуз; работа плюс заочное обучение. Гибкий подход дает школьнику возможность выбрать себе оптимальный вариант получения образования и сохранить свой психологический комфорт.

   Одна из насущных задач родителей – помочь ребенку сформировать реалистичное представление о самом себе: о способностях, сильных сторонах характера, о наиболее успешной деятельности. Причем вдумчивая, уважительная реакция последует не на прямые оценки способностей, умений, свойств характера, а на поощрение личностной уникальности. Даже если ребенок не вполне справляется с делом, надо найти возможность выслушать его, обсудить с ним трудности и, несмотря на неуспехи, дать понять, что родительские чувства к нему неизменны. Поддерживая и одобряя ребенка, родители помогают ему приобрести уверенность в себе. По образному выражению, эта помощь подобна прививке от неудачи и несчастья.

 


 

Подготовка к школе

педагог-психолог Е.Н.Красникова

 Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.

 

   Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

 

   Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

 

  1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!

  2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

  3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

  4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

  5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он невнимателен, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

  6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

  7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

  8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

  

   А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

 


 

Дети-непоседы

педагог-психолог Е.Н.Красникова

Рекомендации для родителей
по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

  1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

  3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

  6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.

  8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.

  9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

  10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

  11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

  12. Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

 


 

Советы психолога родителям детей с детским церебральным параличом

Для большинства родителей рождение ребёнка с детским церебральным параличом является тяжёлым испытанием. Родственники испытывают разнообразные переживания, связанные с состоянием ребёнка: растерянность, постоянное беспокойство о будущем, страх, к которому часто добавляются чувство вины, депрессия, разочарование, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания. Высокая нервно- психическая и физическая нагрузка на семью в целом часто приводит к исчезновению качеств, необходимых для её успешного функционирования.

Прежде всего, развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье часто происходит в условиях гиперопеки со стороны родителей, что обусловливает наличие незрелости эмоционально- волевой сферы, выражающейся в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищённости, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе. Кроме того, развитие ребёнка в ограниченном пространстве ведёт к вторичной аутизации (ослаблению контактов с окружающими). В силу гиперопеки у ребёнка страдают коммуникативные способности, обуславливаюшие снижение самооценки, неуверенность в себе, замкнутость. И чем выше коэффициент интеллектуального развития ребёнка, тем больше риск развития комплекса неполноценности, влекущего за собой мнительность, тревожность, и в более старшем возрасте депрессию.

Уважаемые родители, Ваш ребёнок – особый, и Вам необходимо это принимать и учитывать. Остановимся на некоторых принципах организации эффективного взаимодействия родителей с особым ребёнком.

1) Активность и самостоятельность ребёнка

Родитель обязан помочь ребёнку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное - смотреть на его неудачные попытки, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности - Ваша задача и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что Ваша вера в возможность и силы ребёнка, придаст ему силы и мужество.

2) Постоянная упорная тренировка каждый день

Любое развитие и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам. Только тогда он действительно научиться управлять собой. Наша с вами задача - развить и поддержать эту активность, последовательно ставить перед ребёнком всё более сложные цели. Каждая уступка лени - это предательство своего ребёнка.

3) Сознательная беспомощность родителя

Если Вы поймали себя на мысли, что не можете больше смотреть на неудачные попытки ребёнка и готовы что- то сделать за него - ВЫ ЖАЛЕЕТЕ НЕ ЕГО , А СЕБЯ!

Если Вы сделали что- то за ребёнка - ВЫ ОТНЯЛИ у него шанс научиться чему- то новому.

Необходимо всячески активизировать сохранные психические и физические возможности ребёнка и тем самым побуждать к компенсации дефекта. Наша цель - сделать эти возможности, навыки средством для полноценной творческой жизни ребёнка. Умение общаться с людьми, обаяние, остроумие, широта интересов, разнообразные знания помогут компенсировать и сверхкомпенсировать физические недостатки ребёнка, дадут ему возможность чувствовать себя на равных среди сверстников.

Поэтому можно и нужно компенсировать физический недостаток интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием.

4) Безусловное принятие ребёнка и его дефекта родителями

Одной из проблем большого количества семей, где растут больные дети, является реакция отрицания родителями ограниченных возможностей ребёнка. Такие родители строят планы относительно образования и профессии ребёнка, настаивают на высокой успешности его деятельности, для них характерно честолюбие по отношению к ребёнку. Помните, что реакция отрицания дефекта родителями может вызвать нарушения в личностной сфере ребёнка, так как у него повышается нервное напряжение, он начинает чувствовать себя беспомощным и неумелым.

 

Гармоничное личностное развитие ребёнка возможно в том случае, когда родитель принимает все особенности ребёнка, учитывает ограничения, которые накладывает заболевание и старается соотносить свои требования с возможностями ребёнка. Главным принципом общения родителей с ребёнком является «необходимость достижения как можно большего, где возможно».

Ребёнку с ДЦП необходимо то же самое, что и здоровому ребенку, и Вы в состоянии дать ему то, в чём он нуждается больше всего - осмысленную заботу и Вашу любовь.

 

Подготовила:

Педагог-психолог Красникова Е.Н.

 

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.